Новости » Сохранение нематериального культурного наследия Яранского района Кировской области

О народных обрядах и обычаях, легендах нашего края.

О народных обрядах и обычаях, легендах нашего края

Одним из основных направлений деятельности учреждения является обеспечение сохранности историко-культурного наследия Яранского района. Изучению, сохранению, возрождению, развитию исконных народных традиций способствует созданная в МБУК «РДНТ»  программа по «Сохранению нематериального культурного наследия». Программа призвана обеспечить нынешним и будущим поколениям доступ к культурным ценностям народа, вернуть в жизнь накопленные за тысячелетия культурные богатства. Выделяются следующие жанры, в рамках которых существует нематериальное культурное наследие: устное народное творчество,  исполнительские искусства,  игровая культура, празднично-обрядовая культура, техники и технологии.

       В настоящее время специалистами учреждения ведётся работа по сбору нематериального культурного наследия Яранского района: о традициях, обычаях, легендах русского и марийского народа.

      Много легенд и преданий таит ещё наша земля. Много чего мы не знаем или не помним ... В старину, когда по три поколения жили в одном  доме,  родовая память, обычаи  и знания естественно передавались каждому члену семьи из уст в уста. И пусть кое-что из тех обрядов нам кажется совершенно лишним в современной жизни, кто знает, есть и в них какой-то особый, потаённый и неведомый нам смысл.  А, сохранив старинный обычай в памяти, может когда - то и поймём, и возьмём на вооружение.

В обычаях  -  жизнь народа

         Предки учили, что  сваренное яйцо надо бить об косяк или об стену, обязательно повыше головы. Это, «чтобы куры не неслись под ногами».

        В Великий Четверг  жгли соль особым способом, и она из обычной - превращалась в оберег: весь последующий год защиту всей семье давала.

        На Масленицу в лесу добывали  сырые жерди, чистили их от коры, ставили под наклоном, а потом на каждую жердь становились по девушке и, взявшись за руки, скатывались с жердей. Это было не развлечением, а обрядом: надо было обязательно прокатиться, чтобы «блохи из дома вывелись».

            Мох  клали  между зимними и летними рамами, так как это тоже был оберег.

          Когда ребенок только начинал ходить, проводили обряд «обрезания пут»: ножом перерезали воздух между ног малыша, считалось, что после этого ребенок быстрее пойдёт уверенными шагами.

Легенда о летающем озере

(Легенда записана со слов жительницы села Кугушерга Татьяны Сергеевой 1960 г.р. Она слышала эту легенду от своей мамы)

            Давным-давно жители деревни Малая Кугушерга, что  в 6 км от села, встали рано поутру и вдруг увидели озеро, которого раньше здесь никогда не было. Оно прилетело ночью.

           Озеро должно было «устояться» в течение недели, чтобы тем самым прижиться на новом месте. Нельзя было ничем его «обидеть», то есть замутить  чистые воды. Но в скором времени на озеро пришла молодая женщина из этой деревни и выстирала в нём грязные пеленки. Озеро возмутилось: кипело и бурлило всю ночь. Жители окрестных деревень слышали этот шум, так как от него содрогалась земля. А когда утром они пошли посмотреть на озеро, то увидели, что его нет. Оно исчезло! Говорили, что летающее  озеро переместилось в поселок Табашино, где и осталось.

Легенда об «огненном шаре»

(Легенда записана со слов жительницы села Кугушерга Цымбусовой Христины Афанасьевны)

         Бабушка Остапия из д. Шургулец осталась после войны вдовой. К ней повадился   «огненный шар». Вся деревня, говорят, видела, как он спускался с неба, подлетал к дому бабушки Остапии, ударялся о землю и превращался в погибшего на фронте деда, который заходил к ней в гости. Он, якобы, проводил с женой ночь, а наутро исчезал, будто и не бывал. Это являлся, конечно, не сам погибший, а нечистая сила. И люди сказали бабушке, чтобы побереглась, не верила и не думала, что это её дед. С нечистью страшные игры затеять - себе дороже. Научили ее, как избавиться от напасти: надо покрыть всё тело мхом. Мох - это оберег, потому что его травинки  напоминают крестики, христианские символы.

         И вот нечисть «огненным шаром» ночной порой снова пришла к бабушке в виде её деда, а она лежит на постели и покрыта не одеялом, а мхом. И тут нечисть завыла страшным голосом: «Ага! Догадалась!»  И рассыпалась впрах. С тех пор перестал  «огненный шар» летать к этой бабке.             


Легенда о горе Каравай

 (Легенда записана со слов главы администрации Кугушергского сельского поселения Леонида Павловича Кислицына. Он слышал эту легенду от своих родителей, жителей д. Николаевские)

        В 11-ти км от села Кугушерга, между д. Николаевские и д. Половиноовражье, проходил тракт Яранск - Санчурск. В этом месте разбойники грабили купцов. Неподалёку, посреди болот, возвышается круглая гора Каравай. На её вершине находится 5 землянок, которые сохранились до сих пор. После удачного ограбления по брошенным жердям банда уходила через болото на эту гору. Жерди за собой убирались. На Каравае они скрывались и прятали сокровища. У горы, на реке Мамокша, находится большой омут, где разбойники топили убитых купцов и лошадей с упряжками. В данный момент болото высохло и имеется свободный доступ в вотчину разбойников.

          Много удивительного происходило раньше в жизни простых людей. Чудеса встречались, говорят, чуть ли не на каждом шагу.  Таинственно, загадочно и страшно интересно! 

          Материал собран Владзимирской Л.Л., специалистом Кугушергского СДК.        

        Нужно заметить, что  традиционная  народная культура марийского народа существенно отличается от традиционной народной культуры русского народа: в каждой из них присутствуют свои  обряды и обычаи, каждый народ и его культура уникальны по-своему.



Марийская свадьба

(Записано со слов Губанова Р.С., жителя д. Пушкино)

       Один из самых прекрасных и значимых марийских обрядов -  свадьба. К ней готовились  заранее, месяца за два-три.

       К приглянувшейся  девушке жених засылал сватов. Сватами могли быть как муж с женой, так и просто близкие и знакомые жениху люди: родители жениха. Собравшись со сватами, обговаривали условия  сватовства. Как правило  - это подарки, которые должна была подарить невеста и её родители родственникам жениха: отцу, матери, бабушке, дедушке, братьям, сёстрам, их жёнам и мужьям, племянникам и т.д. В подарок требовали марийские и русские платья, мужские рубашки, халаты, материал, платки, полотенца и т.д. Подарков могло быть  великое множество, в зависимости от количества родственников, поэтому марийская  свадьба -  дело для невесты и родителей накладное.

        Затем сваты прибывали в дом невесты  со своим угощением. Родители невесты тоже собирали угощение. Сваты излагали родителям невесты заранее обговоренные условия. Если невеста согласна выйти замуж за жениха, то она должна выпить предложенное вино. После торгов начиналось веселье, на которое приглашались родственники невесты, созываемые  женихом и невестой. Веселье могло продолжаться до утра. Обговаривалось также и то, сколько времени будет продолжаться  свадьба.

        Свадьбы могли быть как дневные, так и ночные. Дневные - это когда  веселье завершается  одним днём, с утра до вечера, в доме жениха и невесты. Ночные, когда веселье затягивалось  более чем на сутки. Обговаривался   конкретный день свадьбы.        Родители невесты  и она сама начинали закупать подарки (шалам) родственникам жениха. Родители жениха и он сам, как обычно, выбирали  свадебное платье, фату, туфли, кольцо невесте.

        И вот наступал день свадьбы. Родственники невесты собирались в доме невесты, родственники жениха - в доме жениха. Непременное условие начала свадьбы - присутствие крёстной матери и крёстного отца в том и другом доме, которые должны явиться с подарками: именными иконами   и свечами. Иконы ставились  в предыконник, вешали полотенце,  зажигали свечу, давали напутствие  и желали счастливой жизни молодым. Свадьба начиналась. Подарки жениху и невесте  дарили  родственники отдельно. Все поздравляли и давали напутствия. В гости прибывали со своим угощением. Это торты или блины: марийские трёхэтажные. Затем начиналось угощение, песни и пляски. Из числа молодых мужчин на свадьбе выбирали с обеих сторон заводил - организаторов (дружка), которые обязаны были следить за обилием на столе, порядком на свадьбе и за тем, чтобы гости не скучали. Непременным атрибутом свадьбы являлись гармошка и барабан (тюмюр). Иногда использовались шумовые эффекты, например, ложки.

          Затем гости жениха прибывали в дом невесты. Ждать, когда их туда впустят, нужно довольно долго. Могли быть созданы и искусственные преграды, которые необходимо преодолеть. Первым в дом невесты входили отец жениха и сваты, они заносили икону с полотенцем, которую ставили рядом с иконой, подаренной  невесте,  и зажигали свечу. Затем отдавали родителям невесты выкуп. После этого в дом заходили остальные родственники жениха, которых усаживали за стол. В это время родственники невесты за столом  отсутствовали. Угостившись, все начинали петь и плясать. В частушках обязательно звучали имена жениха и невесты. Последнее застолье, и все отправлялись   на регистрацию брака, которая проводилась  обычно в торжественной обстановке в Доме культуры. После регистрации и множества поздравлений  молодые направлялись в дом жениха. Родственники невесты  сначала  прибывали в дом невесты и лишь через некоторое время отправлялись в дом жениха, где веселье продолжалось.    

            Материал собран  Стафеевой Л.М., специалистом Пушкинского СК.        


Родильный обряд

(Записано со слов Чепайкиной Марии Прокопьевны, жительницы д. Никулята Яранского района)

          Большое значение в жизни и быту марийцев имели родильные обряды, которые были связаны с рождением ребенка. Семья, имеющая много детей, считалась счастливой. Если же супруги не могли иметь детей, это было большим несчастьем. Однако бездетная пара могла взять на воспитание сирот или  детей из бедных многодетных семей. Были случаи, когда детей брали у многодетных родственников, например, из семьи брата или сестры и т.п.

         «В старину женщины детей в бане рожали, соблюдая все традиции. Обращали внимание на все: как женщина рожает, какая помощница с ней рядом находится: если добрая, то и ребенок рождался добрым, приветливым.

          В основном новорожденного ребенка мыли бабушки, обязательно кидали в тазик с водой серебряную монетку, чтобы жизнь у ребенка была в достатке. Брали с каменки три горячих камня и  клали в тазик с водой, приговаривая: «Как вода от камней забурлит, так от (имя малыша) болезни, сглаз и все плохое выкипит (уйдет)».  А затем начинали мыть младенца (камни возвращали снова на каменку). Приговаривая имя младенца, обязательно брызгали на каменку три раза воду, нагревали веник и слегка парили. Во время мытья в бане говорили такие слова: «Кугу лийже, таза лийже, сылне лийже. Армийыш каяш-толаш йоршо лийже, удыр налач йоршо лийже, портышто, суртышто оза лийже. Уныкам маска гай патыр, рывыж гай чоя, меран гай писе лийже. Ушан, шотан лийже, аважден-ачажым ончаш пукшаш йоршат лийже».

           У меня была подружка  Мария, и у нас у обеих были сыновья - оба Валентина. Бедно жили. На наши две многодетные семьи одна баня была у реки. Мы мыли детей, и каждая в бане своему ребенку начитывала. Подружка говорила: «Кугу ли, биян ли,аватден ачатым кыраш, йоршо ли, ватетым кыраш,йоршо ли» (Вырасти большим да сильным, отца с матерью да жену бить годным). Ведь так и вышло, вырос он и в дальнейшем всех избивал, а теперь сам очень болен.

         Первый раз новорожденного ребенка приносили домой и клали перед печкой, на шесток, и  бабушка приговаривала такие слова: «Шем конга, шучан конга кузе шып шога, йоча тугаяк шып лийже, сайын малыже. Тиде шем шучан конгалан кунам шинча возын кертеш, тунам гынат (имя) шинча возын кертеше».  В переводе на русский:  «Черная печка, в саже печка, как ты тихо стоишь, пусть младенец таким спокойным будет, крепко спит. Как черную печку в саже сглазить не смогут, так и младенца (имя) сглазить не смогут».  Затем младенцу на лоб ставили точку из сажи, потом доставали из подушки, на которой спала мать младенца, перышко, дули на него, отправляя по ветру и приговаривая: «Чтобы жизнь у (имя) как перо, легкая была».

           Детей пеленали в мужские рубахи (сейчас есть пеленки, а раньше пеленок не было). Если хотели, чтобы отец любил ребенка, то в изголовье клали вещь отца. Ровно до года ребенку ногти не обрезали, а родители обкусывали их зубами. Волосы до года тоже не стригли. После года стригли и хранили. Когда ребенок шёл в первый класс, первые волосы отправляли с ним в школу. Это означало, что ребенок будет умным.

           Если ребенок не ходил долго, то рубили кепшылым пол. В середину избы ставили блюдо с манной кашей, мать водила ребенка по кругу за руку, а бабушка с топором «рубила» слегка за ребенком пол и приговаривала: «Кепшылым руена». А бывало и так, что ребенок начинал говорить и заикался. В этом случае мама или бабушка, отец или дедушка слегка хлопали тыльной стороной ладони по губам и приговаривали: «Йылметым рудена» (Язык развязываем).       

        Таким образом, все традиционные марийские народные обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка, были направлены на обеспечение здоровья и благополучия малыша, наделение его всеми самыми лучшими качествами, а также на численное увеличение семьи, сохранение здоровья матери. В основе этих обычаев преобладало стремление людей создать максимум условий для рождения здорового и красивого ребенка. Многие обряды родильного цикла опирались на рациональные знания и многовековой опыт. Материал собран Вохминцевой М.В., специалистом Никулятского СДК.

           Сохранение нематериального культурного наследия  является одним из основных направлений деятельности МБУК «РДНТ». Специалисты  РДНТ занимаются  обработкой информации, которую собирают методисты ЦТНК сельских Домов культуры, и формируют данные для Каталога объектов нематериального культурного наследия Кировской области. В каталоге есть  материалы  о престольных праздниках, отмечаемых в сельских населённых пунктах, о народных фольклорных коллективах, обрядах  и обычаях, легендах и преданиях  Яранского района.  Каждый год данные каталога обновляются и пополняются новой информацией.

            Ориентация учреждений культуры на народные традиции, разносторонний характер работы по сохранению и возрождению национальной культуры уже сейчас дают положительные результаты. И, безусловно, в том, что это направление успешно развивается, немалая заслуга центров традиционной народной культуры как учреждений, являющихся основными проводниками в жизнь программы по «Сохранению нематериального культурного наследия».

             В 2017 году планируем расширить территорию по сбору материала по ОНКН, т.е. подключить к работе специалистов всех СДК и СК. Начать собирать информацию ещё по одному жанру, игровой культуре: празднично-обрядовой и бытовой.

13 Апреля, 2017  14:54 Просмотров: 246

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Районный Дом народного творчества"

Яранского района Кировской области

(МБУК "РДНТ")

ИНН/КПП 4339007133/433901001

адрес:

612260, Кировская область,

г. Яранск,

ул. Карла Маркса, д. 22